Серебряный век

ВСЕРЕБРЕ

Каждому времени - свой металл

Перчатка кубофутуристам

На протяжении всего манифеста автор критикует кубофутуристов, обвиняя их в следующем:

1. Слово, утверждает М. Россиянский, не является бессмысленным набором звуков, как его видят кубофутуристы, игнорирующие смысловую составляющую. Именно смысл «придаёт слову индивидуальность», делает его самоценным. Эту «индивидуальность слова» автор сравнивает с запахом: «поэтическое произведение есть сочетание не столько слов-звуков, сколько слов-запахов».

2. По мнению автора манифеста, деятельность кубофутуристов противоречит их идеям, за которые они выступают. Вместо того, чтобы выступать за «слово как таковое», они искореняют его. Их неологизмы, подчёркивает М. Россиянский — это «не слова, а только один элемент слова».

3. Это противоречие нашло своё отражение в 3-м пункте «Декларации слова как такового», в которой говорится, что все русские слова при «переводе» на иностранный язык должны быть записаны латиницей, чтобы сохранить своё звучание. Автор утверждает, что это «один из путей к полному уничтожению слова».

4. Отказ кубофутуристов от сюжета — это «суживание поля искусства», а не его расширение. Автор манифеста утверждает, что поэзия служит не только «декорацией» языка, но и способствует «познанию вещей, выявлению Абсолюта во внешнем».

Поэзия кубофутуристов рассматривается М. Россиянским как прямой путь к уничтожению языка: «рассуждения и поэтические творения кубофутуристов <…> уничтожают самое поэзию и не только не открывают новых дорог, но закрывают старые заставами своего недомыслия».

манифест создан в 1913 году