Серебряный век

ВСЕРЕБРЕ

Каждому времени - свой металл

Декларация заумного языка

В манифесте «Декларация заумного языка» поэт-футурист Алексей Кручёных высказывает семь тезисов относительно заумной речи.

1. В первом тезисе Кручёных разграничивает «общий» язык, язык понятий, который используется в обычной жизни, и «свободный» язык, иначе заумь. Он индивидуален для каждого творца, поэтому позволяет выражаться полнее.

2. Далее автор утверждает, что заумь — первоначальная форма поэзии, восходящая к «празвуку», ритму и музыке, из которого рождается стихотворение.

3. С заумной речью неразрывно связан заумный праобраз, бесформенный и неопределимый точно.

4. Также к зауми, по мнению Кручёных, прибегают, если необходима «заумная» характеристика предмета (намёк вместо прямого описания), если поэт теряет рассудок или испытывает чувства, при которых «общий» язык не нужен (восклицания, междометия, мурлыканья, детский лепет, ласковые наименования — тоже своего рода заумь).

5. Важная характеристика зауми — отсутствие в ней смысла, что даёт свободу творчеству и фантазии.

6. Заумный язык также краток — не только по форме, но и по близости к изначальному восприятию.

7. Финальная характеристика зауми — её всеобщий план. Хоть изначально она может быть национальной, в итоге она может стать всемирным поэтическим языком, созданным органически, а не искусственно, как эсперанто.

манифест создан в 1921 году