О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы
Области непознаваемого и непознанного постоянно смешивались по причине того, что люди позволяли мистическому чувству вторгаться в область точных наук и исследований, с одной стороны, а с другой, грубый материализм порабощал религиозное чувство.
Новейшая теория познания отделила мистическое чувствование, выливающееся далеко за пределы нашего познания, от точной науки. Иммануил Кант стал тем, кто заложил фундамент для великой теории познания, которая, по словам Мережковского, с тех пор непрерывно развивается.
Мистический дух начал угасать, а бездна между научным и религиозным мировоззрениями становится все глубже. Метафизика, когда-то служившая блестящим покровом для догматического знания, потухла. Но необходимость верить, которую не удалось окончательно приглушить холодным знанием, стала причиной острой потребности в мистике XIX века. Именно поэтому автор манифеста определяет свое время двумя противоположными чертами - крайним материализмом и самыми страстными порывами духа.
Умственная борьба закономерно отразилась на литературе. «Отсутствие высшей идеальной культуры» наложило своеобразную печать на отношение толпы к искусству. По мнению Мережковского, непростительным заблуждением является мысль о том, что художественный идеализм — это изобретение парижской моды. Это возвращение к древним первоистокам.
Сила литературных мятежников — мечтателей — заключается в возмущении. Возможно, они погибнут, так и не успев ничего изменить, но пронесут в себе огонь жажды чистого и благородного, того, о чем писал еще Гете. Он был уверен, что поэтическое произведение должно быть «несоизмеримым», «недостижимым». Тот же Гете говорил, что поэтическое произведение должно быть символично. Символизм — это откровение божественной стороны человеческого духа, которое может скрываться под реалистичной подробностью, так как символы должны выливаться из глубины действительности. Искусственные символы — мертвы, это, скорее, аллегории, которые вызывают отвращение.
«Мысль изреченная есть ложь». Все сказанное в поэзии с особой силой мерцает именно сквозь красоту символа, делая сказанное одухотворенным и художественным. Идеи, заключенные в символический характер, нельзя передать никакими словами. Только символ способен передать безграничную сторону мысли. Искусство, литература должны немного удивлять.
Три главных составляющих нового искусства: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».