Серебряный век

ВСЕРЕБРЕ

Каждому времени - свой металл

Элементарные слова о символической поэзии

Две разные «художественные манеры созерцания», два различных строя художественного восприятия, реализм и символизм, таковы, что реалисты всегда являются простыми наблюдателями, а символисты — всегда мыслителями. Наблюдая в одиночестве из окна за беспрерывно движущийся толпой, символисты мысленно сливаются с этим движущимся разнообразием. В мимолётных улыбках и случайных профилях они угадывают скрытые драмы и романы. Мир в их глазах становится созданной ими фантасмагорией.

Между тем, находясь в этой толпе, будучи равноправным участником непрерывного движения, реалист, пожалуй, не увидел бы ничего, кроме обыкновенного скопления народа.

Символисты смотрят на жизнь, отрешенные от реальной действительности, они охвачены своей мечтой. Реалисты, напротив, не видят ничего за конкретной жизнью.

Выбор одной из двух различных форм художественного восприятия зависит, главным образом, от индивидуальных свойств того или другого писателя, и лишь иногда внешние обстоятельства исторической действительности влияют на то, что какая-то из манер становится господствующей.

В XVI–XVII вв. два различных гения Шекспир (реалист) и Кальдерон (предшественник символистов) явились живым воплощением обеих литературных манер. Национальные данные в значительной степени предопределили манеру их творчества: Англия — страна «положительных деяний», Испания — религиозных безумств. И тем не менее, и в Испании, и в Англии в одну и ту же эпоху могли существовать как символисты, так и реалисты.

Символическая поэзия — это поэзия, в которой естественно сливаются два содержания: «скрытая отвлеченность и очевидная красота». Иногда символическую поэзию смешивают с аллегорией, но в аллегории сочетание слияния двух смыслов «насильственное».

Символическая поэзия неразрывно связана с двумя другими разновидностями современного литературного творчества: декаденством и импрессионизмом.

Символизм, декаденство и импрессионизм, по мнению автора, по сути — психологическая лирика, «меняющаяся в составных частях, но всегда единая в своей сущности». Однако, если бы нужно было давать определение, можно было бы представить его так: импрессионист — художник, говорящий «намеками субъективно пережитыми». Декадент — гибнущий от своей утонченности художник.

Неправильно считать, что декадентство явление реакционное. Равном образом заблуждением является и то, что символическая поэзия создана французами. Это заблуждение обусловлено гегемонией французского языка, благодаря которой все, что пишется по-французски, читается большой публикой. Тем не менее, по словам Бальмонта, все гениальное, что было создано в области символической поэзии XIX века, принадлежит англичанам, американцам, немцам, скандинавам; не французам.

Первым символистом XIX века, по мнению автора, был Эдгар По. Имя его тесно соединено в Европе с именем гениального Бодлера.

Поэт-символист чуждается общедоступных приемов, он берет всем известные сюжеты и «заковывает их в блестящие цепи». В то время как поэты-реалисты рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной основе, поэты-символисты пересоздают вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуя над миром, проникают в его мистерии.

Поэты-реалисты дают нам нередко драгоценные сокровища, но сокровища эти такого рода, что получив их, мы удовлетворены — нечто исчерпано. Поэты-символисты дают нам в своих созданиях магическое кольцо, которое радует нас своей ценностью и неизведанностью.

Говорят, что символисты непостижимы. Если судить символизм по бездарным литераторам, создающим бессильные пародии, мы решим, что такая манера творчества есть извращение здравого смысла. Если же взять истинные таланты, то можно увидеть, что символизм есть могучая сила, стремящаяся угадывать новые сочетания мыслей, красок и звуков и часто угадывающая их с удивительной убедительностью.

Если вы любите непосредственное впечатление, наслаждайтесь в произведениях символизма присущей им новизной и роскошью картин. Если вы любите сложное впечатление, читайте между строк, секретные смыслы выйдут наружу и красноречиво заговорят с вами.

манифест создан в 1900 году